Тематический план занятий по правовой программе
«Я и Закон» на 2020/2021 учебный год
Практическая направленность данной программы – формирования законопослушного гражданина. Однако недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы учащиеся освоят специальные умения и навыки, научатся законным и нравственным способом защищать свои права и свободу. Для нас важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них.
Цель: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков, повысить уровень правовых знаний и умений у несовершеннолетних.
Задачи:
- формирование правовой грамотности подрастающего поколения,
- воспитание правосознания подростков,
- формирование правовой компетентности гражданина,
- социализация личности школьника.
Программа реализуется для учащихся 9 – 11 классов.
Сроки реализации: 2020 – 2021 учебный год.
№ |
Мероприятие |
Цели, задачи |
1. |
Введение
1. Общая характеристика учебного заведения (презентация, сообщение), советы и рекомендации для тех, кто хочет определиться с будущей профессией.
2. Знакомство с программой «Закон и мы» |
Знакомство с учебным учреждением, особенностями обучения и основными направлениями.
Формирование групп по интересу. |
2. |
Что такое право.
«Ваши права и ваши обязанности»
Понятие правовой нормы.
Система права.
Нормативный правовой акт. Система законодательства.
Правоотношения и правонарушения.
Юридическая ответственность. |
Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других. |
3. |
Право и человек
Главные вопросы, важные ответы (Всеобщая декларация прав человека)
Общая характеристика прав и свобод человека.
Личные права человека.
Экономические, социальные и культурные права человека.
Политические права граждан.
Права несовершеннолетних. |
Ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; научить применять их в жизни. |
4. |
Право и государство
1. . Конституция Российской Федерации -основной закон государства.
2. Основы конституционного строя.
3. Международные нормы и принципы в правовой системе России.
4. Как принимаются законы.
5. Организация государственной власти.
6. Органы местного самоуправления.
7. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы |
Формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою жизненную позицию; обучение подростков основам юридических знаний. |
5. |
Личность и государство
1. Гражданство Российской Федерации.
2. Право избирать и быть избранным.
3. Общественные объединения.
4. Конституционные обязанности человека и гражданина.
5. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика
Воинская обязанность. |
Стимулировать интерес учащихся к познанию роли личности в государстве |
6. |
Человек в обществе:
1. Человек среди людей
2. Ребенок и его права
3. Право на жизнь. Право на свободу личную неприкосновенность
4. Право на образование
5. Право на труд
6. Права потребителя
7. Человек и семья
8. Мы и наши родители
Мораль и право |
Познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у школьников,
способствовать формированию правовой культуры учащихся; развивать критическое мышление |
7. |
Правовой квест |
Обобщающее занятие. |
8. |
Проступок. Правонарушение. Преступление. |
Знакомство обучающихся с понятиями «поступок», «правонарушение», «преступление».
Развитие нравственного, правого воспитания; формирование толерантного сознания обучающихся; воспитание ответственности за правонарушения.
Первичная профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних. |
9. |
«Уголовная и административная ответственность подростков» |
Развитие у учащихся норм правовой культуры поведения в обществе |
10. |
Вина и ответственность:
|
Крайняя необходимость и необходимая оборона
Принцип презумпции невиновности. Виды юридической ответственности
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину |
11. |
Ответственность за правонарушение против собственности
|
Принцип неприкосновенности собственности.
Кража. Грабеж. Разбой.
Мошенничество. Вандализм. Вымогательство. Заведомо ложные сообщения об акте терроризма.
Право гражданина на защиту от преступных посягательств |
12. |
Ответственность за правонарушение против личности
|
Ответственность за преступление против достоинства личности.
Ответственность за преступление против жизни и здоровья. |
13. |
Ответственность за групповые преступления
|
Как попадают в преступную группу?
Особенности поведения личности в преступной группе.
Ответственность за участие в групповых преступлениях. |
14. |
Причины правонарушений
|
.Что изучает криминология
Биологические, социальные и психологические причины правонарушений
Аморализм. Бездуховность. Безнравственность |
15. |
«Что такое хулиганство?» (правовая игра)
Подведение итогов |
Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; ознакомить с одним из институтов общества; стимулировать творческую активность учащихся |