ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа», социально-психологическая служба, школьная служба медиации
Школьная служба медиации: от идеи к действиямПопов АндрейШкольная служба медиации: от идеи к действиям Попов Андрей Александрович руководитель школьной службы медиации, медиатор-практик, педагог-психолог Попова Регина Николаевна специалист медиатор-практик, социальный педагог «Новые идеи проходят три периода: 1. Это не может быть сделано, 2. Это, вероятно, может сделано, но этого не стоит делать, 3. Я знаю, что это хорошая идея для действий.» Артур Кларк В процессе обучения в школе каждый учащийся и педагог хотя бы раз был втянут в конфликты, в которых становились обидчиком или жертвой. В такой ситуации подростки не могут усваивать школьный материал в полном объёме, поскольку ребенок психологически не настроен на учебный процесс, так как у него конфликт, его после школы ждут неприятности или разборки. Сегодня конфликты в школе разрешаются, чаще, используя, административные ресурсы или задействуют правоохранительные органы, что приводит только к ухудшению ситуации. Педагогам нелегко построить конструктивный диалог с такими детьми и их семьями, поскольку школа не имеет инструмента по разрешению конфликтных ситуаций. В результате конфликты в лучшем случае замалчиваются, в худшем проблемная ситуация усугубляется до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методами. Постепенно нарушаются социальные связи ребёнка с одноклассниками, с учителями и с семьей. Одним из способов разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения. 1 сентября 2015г. на базе ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» Щёкинского района Тульской области была создана школьная служба медиации (ШСМ). Служба школьной медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения учащихся. Нормативно – правовой основой создания службы является Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". В школьную службу медиации (ШСМ) вошли как взрослые, так и дети, прошедшие курсы юных медиаторов по программам «Мир в твоих руках» и «Школа без насилия». Волонтёры-медиаторы, прошедшие курс обучения, получают сертификат и волонтёрскую книжку юного медиатора на общешкольном торжественном мероприятии. В службу школьной медиации принимаются все желающие кадеты с 5 по 11 классы. Все юные медиаторы делятся на 3 возрастные группы: 5-6 классы – подготовительная ступень. Ребята проходят обучение по программе «Школа без насилия» 7-9 классы – средняя ступень (ровесники). Кадеты обучаются по программе «Мир в твоих руках» 10-11 классы – выпускники привлекаются в качестве помощников куратора службы и наставников. Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть старший подросток, помогающий решить проблемы и достичь поставленных целей. Наставник имеет значительный жизненный опыт в условиях ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа». Он готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с младшими подростками в обстановке взаимного доверия. С недавнего времени в ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» стали добровольно привлекаться к деятельности наставничества медиаторы-волонтеры. Юные медиаторы проводят восстановительные программы либо самостоятельно, если в конфликт вовлечены только дети, либо совместно со взрослыми – медиаторами-практиками, если конфликтная ситуация связана с ребёнком, а участниками являются взрослые. За период работы службы доля проведённых примирительных встреч юными медиаторами составила около 20% от общего количества разбираемых конфликтов в школе. Кроме проведения восстановительных программ, волонтеры принимают участие в разнообразных иных видах деятельности, необходимых для успешной работы школьной службы медиации. Они помогают в организации внутришкольных и региональных мероприятиях, снимают социальные видеоролики для работы школьной службы медиации и создают фильмы о школьных конфликтах, подготавливают наглядный агитационный материал, оформляют тематический стенд. Не менее важная работа, которую проводят волонтёры-медиаторы ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» – обмен опытом с юными медиаторами других школ области. Для разрешения семейных споров в условиях ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» участвуют взрослые медиаторы. С целью более эффективной работы в практике применяется ко-медиация, т. е. процедура медиации, проводимая двумя медиаторами — медиатором-мужчиной и медиатором-женщиной, что позволяет поддержать гендерный баланс и способствует восприятию медиаторов участниками процедуры как нейтральной стороны. Хорошему взаимодействию ко-медиаторов часто способствуют такие факторы, как взаимное доверие; четкое разграничение ролей и персональных зон ответственности; совместное прохождение ими курса подготовки и наличие опыта совместной работы; возможность обоим медиаторам высказываться и участвовать в ведении медиации; совместная подготовка к встречам и обсуждение их результатов. В ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа», в случае ко-медиации, один из медиаторов имеет юридическое образование, а второй – психологическое, что позволяет оказывать более разностороннюю помощь участникам конфликта. Присутствие второго медиатора также позволяет избежать ряда ошибок или недоразумений: медиатор, работающий в одиночку, может выйти за границы своей роли, потерять нейтральность, упустить какие либо важные фактические моменты или использовать сомнительные методы работы. Становление службы школьной медиации проходило в несколько этапов: 1. Теоретический этап.На данном этапе: А) педагоги прошли курсы по получению навыков проведения восстановительной медиации в школе и семейной медиации и конференции. Б) разработали и утвердили директором школы документации школьной службы медиации: Положение о школьной службе медиации; План работы службы на год; Должностная инструкция руководителя службы и т. д. В) информировали всех участников образовательного процесса о создании школьной службы медиации через выступления на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях. Г) провели анкетирование обучающихся с 5 по 11 класс с целью определения уровня конфликтности в школе. Д) сформировали команды кадет и взрослых, для работы в школьной службе медиации. Отборочные процедуры проходили среди обучающихся 7 - 10 классов. 2. Тренировочный этапПроводили с группой кадет занятия, которые были направлены на формирование у обучающихся базовых навыков медиатора (коммуникативных, переговорных, процедурных). В результате обучения кадеты овладели необходимой информацией, позволяющей отграничивать медиацию от других альтернативных процедур, понимать особую роль медиатора и роль сторон; выявлять преимущества и недостатки медиации применительно к конкретному спору; уметь разбираться в организации процедуры медиации; освоить основные принципы проведения медиации; изучили различные модели переговоров и приобрели практические навыки участия в качестве медиаторов и самих сторон в процедуре медиации. Также на данном этапе совместно с кадетами разработали эмблему, девиз «ПОБЕДИМ КОНФЛИКТЫ ШКОЛЬНЫЕ!», знамя ШСМ и гимн. 3. Практический этапНа данном этапе проводилась и проводится практическая работа по проведению программ примирения. Кадеты-медиаторы помогают разрешать конфликтные ситуации. Обучающиеся - ведущие самостоятельно проводят ознакомительную работу со случаем, т. е. узнают от взрослого краткую информацию о происшедшем и общие сведения об участниках конфликта, встречаются со сверстниками с предложением принять участие в процедуре примирения, проводят предварительные встречи. В одном из написанных эссе на тему «Почему я примиряю друзей?», юный медиатор написал: «Мне безумно приятно осознавать, что я помогаю людям и делаю мир чуточку добрее! Я понял, что та деятельность, от которой я получаю удовольствие - работа на пользу нашего общего дома, имя которого «Кадетская Школа». Проходя обучение техники восстановительной медиации, волонтёры-медиаторы ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» получают умения и навыки медиатора в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций, навыки ведения переговоров, коммуникативной компетентности, а также установление конструктивного сотрудничества и эффективного обмена опытом между учащимися из разных школ. Развитие школьной службы медиации мы видим в следующем: • подготовка специалистов службы медиации; • привлечение и обучение волонтёров-учащихся; • развитие системы наставничества; • обобщение своего опыта и изучение практики специалистов других учебных учреждений Тульской области и других областей. На базе ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» постоянно ведётся изучение опыта других образовательных организаций разных областей РФ. Периодически проводятся совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами. Периодически проводится анализ деятельности школьной службы медиации, клуба юных медиаторов и взаимосвязь со школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк) и другими субъектами профилактики правонарушений. Функционирование служб школьной медиации в ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» позволяет: • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; • повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; • сократить количество дисциплинарных нарушений, совершаемых кадетами, в том числе повторных. Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях. Литература:Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст]: Учебное пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – 2-е изд., перераб. – Санкт-Петербург. : Питер, 2009. – 304 с. Мариносян, Т. Э. Школьная медиация как современный способ урегулирования конфликтов в системе образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях [Текст]: журнал / Т. Э. Мариносян. – 2012. № 1. С. 50—55. Панова, И. А. Медиация: проблемы и пути их решения // Вестник высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [Текст] / И. А. Панова. – 2011. – № 10 (227). – С. 73. 12 января 2021 в 13:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.