ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа», социально-психологическая служба, школьная служба медиации

Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы

Попов Андрей

Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы

«Я никогда не учу своих учеников.

Я только предоставляю условия,

в которых они смогут учиться».

Альберт Энштейн

Важный ресурс образовательного учреждения - организационные условия образовательного процесса.

Существуют скрытые эффекты воздействия институциональных усло-вий школы на поведение учащихся. Организация и атмосфера школьной жизни, ее нормы и правила, режим, расписание, нагрузки, собственно со-держание образования, отношения с учителями - эти и другие факторы су-щественным образом влияют на поведение учащихся. Отсутствие в школе выбора, неинтересные учащимся учебные программы, обязательное посе-щение учебных курсов «для аттестата», а не для себя, жесткая внешняя рег-ламентация поведения на уроке, лицемерный или директивный стиль обще-ния учителей - эти и многие другие повседневные условия школьной жизни усиливают девиации в поведении подростков, склонных к отклоняющемуся или асоциальному поведению.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения. Ресурсы си-стемы образования - в ее организационных возможностях, в содержании образования и педагогическом потенциале.

Основным субъектом профилактической деятельности в образовательной организации является наличие школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк). Целью деятельности специалистов ПМПк является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальныхправовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

ПМПк оказывает помощь ребёнку в разных направлениях:

1. Социально-информационная помощьнаправленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

2. Социально-правовая помощьнаправленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейнобрачным, трудовым, гражданским вопросам;

3. Социально-реабилитационная помощьнаправленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

4. Социально-бытовая помощьнаправленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях «группы риска»;

5. Социально-экономическая помощьнаправленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников;

6. Медико-социальная помощьнаправленная на охрану их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей «группы риска»;

7. Социально-психологическая помощьнаправленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в коллективе сверстников, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении;

8. Социально-педагогическая помощьнаправленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях «группы риска».

9. Социально-профилактическая помощьнаправленная на предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детейсоздание условий для полноценного личностного развития.

Профилактика в условиях ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» (далее ПКШ)оказывается основываться на ряде принципов: системности, непрерывности, адресности, комплексности – и носить опережающий характер воздействия.

Специалисты социально-психологической службы (далее СПС) в ПКШ выступают связующим звеном между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания, в том числе в решении проблемы профилактики среди несовершеннолетних.

Более подробно о социально-психологической и социально-педагогической помощи, так как они между собой взаимосвязаны.

Качество и эффективность социально-психологического сопровождения учащихся зависит от того,насколько точно специалисты установят: индивидуальные особенности ребенка, зону его ближайшего развития и определят методы комплексного психологического, педагогического, медицинского и социального воздействия. Для этого необходима согласованность действий всех специалистов. Понимание этого требует выделения в структуре ПКШ дополнительного подразделения,функциями которого являются: обеспечение условий для качественной экспертизы учащихся и координация действий специалистов. Таким подразделением в образовательном учреждении является ПМПк.

В 2015 году на базе ПКШ было создано такое подразделение. В соответствии с Типовым положением было сформулировано определение ПМПк и разработано Положение.

ПМПк в кадетской школе выполняет значение органа управления, экспертизы, координации, регуляции деятельности команды специалистов, которая обеспечивает социально-психологическое сопровождение образовательного процесса.

Были выделены основные функции ПМПк, которые четко связаны между собой.

Функция экспертизы проявляется в следующих составляющих: оценке уровня развития подростка, динамики его развития (руководитель ПМПк собирает данные от всех специалистов, работающих с подростком, и со-ставляет его обобщенную психолого-медико-педагогическую характеристику личностный профиль, а также оценке эффективности тех подходов, методов и приемов, которые используют педагоги в работе с учащимися.

Функция координации проявляется в том, что ПМПк объединяет уси-лия всех специалистов, участвующих в процессе реабилитации. Благодаря этому становится возможным выработать единый, целостный взгляд на подростка и разработать программу помощи ему.

В соответствии с содержанием консилиума были выделены три этапа в организации деятельности и определены три вида ПМПк.

1. Установочная ПМПк — это комиссия, на которой подводятся итоги первичной экспертизы, то есть анализируются данные первичного обследования кадета, его потенциальные возможности и разрабатывается первичный индивидуальный маршрут развития, если ребёнок относится к категории «группы риска». Так реализуется функция, экспертизы ПМПк.

Функция координации установочной ПМПк реализуется следующим образом: специалисты распределяют между собой «зоны ответственности», договариваются между собой о том, что будет делать каждый специалист на своем «участке».

2. Динамическая ПМПк собирается, во-первых, для того, чтобы отследить изменения подростка, которые произошли в нем со дня предыдущего заседания, проанализировать, что удалось или не удалось реализовать из намеченного и каковы результаты, — то есть для периодического пересмотра и подведения промежуточных итогов динамической экспертизы. Если изменения произошли со знаком «минус», обсудить возможные причины подобных изменений. Во-вторых, динамическая комиссия собирается для того, чтобы внести изменения в индивидуальный маршрут развития кадета «группы риска». Индивидуальный маршрут развития является гибкой структурой, ибо полностью спрогнозировать и построить маршрут на весь период пребывания кадета в учреждении невозможно.

3. Выпускная ПМПк собирается для обсуждения результатов заключений экспертной группы, составления и утверждения выпускных характеристик кадетов.

4. Командное принятие решения в кризисной ситуации. В школе этот вид комиссии называют «03» — Скорая помощь. Она собирается в острых ситуациях. В этих случаях команда специалистов, используя метод «мозгового штурма», стремится найти пути разрешения кризиса, выработать программу оказания экстренной помощи на основе единого для всех членов команды подхода к решению конфликтной ситуации.

Найти приемлемый способ разрешения школьных конфликтов и восстановить утраченные отношения помогает Школьная служба примирения с привлечением волонтеров, так как подростки чаще всего, доверяют своему сверстнику и служат для него примером. Школьная служба медиации – это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание. Основой этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения» (медиацией, где ученик или куратор школьной службы медиации выступает в роли нейтрального посредника (медиатора). Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.

С целью коррекции поведения учащихся «группы риска» сотрудниками Первомайской кадетской школы используются разные инновационные методы. Создание и развитие службы медиации не как отдельной службы, а как часть системы социального и психолого-педагогического сопровождения учащихся кадетской школы является инновационным подходом в работе с детьми.

1 сентября 2015г. на базе ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» была создана служба школьной медиации.

В школьной службе медиации медиаторами работают взрослые медиаторы-практики, которые разбирают конфликтные ситуации между педагогами, родителями. Волонтёры юные медиаторы (при поддержке взрослого куратора) решают конфликты между учащимися. Проблемные ситуации между детьми и взрослыми решаются совместно. Значимость привлечения в службу школьной медиации детей необходимо,поскольку:

• подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;

• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;

• работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;

• это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Подготовка волонтёров-медиаторов в Первомайской кадетской школе реализуется в рамках кружковой деятельности во внеурочное время по программам «Мир в твоих руках» и «Школа без насилия». Волонтёры-медиаторы, прошедшие курс обучения по данным программам, получают сертификат и волонтёрскую книжку юного медиатора на общешкольном торжественном мероприятии.

В службу школьной медиации принимаются все желающие кадеты с 5 по 11 классы.

Все юные медиаторы делятся на 3 возрастные группы:

5-6 классы – подготовительная ступень. Ребята проходят обучения по программе «Школа без насилия»

7-9 классы – средняя ступень (ровесники)Кадеты обучаются по программе «Мир в твоих руках»

10-11 классы – выпускники привлекаются в качестве помощников куратора службы.

Юные медиаторы проводят восстановительные программы со школьниками самостоятельно без непосредственного участия взрослого медиатора. Однако в любом случае ответственность за безопасность участников программы, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации при проведении программ юными медиаторами несет куратор школьной службы медиации.

Доля проведённых примирительных встреч юными медиаторами составляет около 15% за 2018-2019 учебный год от общего количества разбираемых конфликтов в школе.

Проходя обучение техники восстановительной медиации, волонтёры-медиаторы Первомайской кадетской школы получают умения и навыки медиатора в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций, навыки ведения переговоров, коммуникативной компетентности, а также установление конструктивного сотрудничества и эффективного обмена опытом между учащимися из разных школ.

Особенностью социально-педагогического подхода в ПКШ является акцент на специальное создание определенных условий, способствующих эффективной профилактике среди кадетов.

Социально-педагогическими условиями, способствующими успешной профилактике кадетов,в ПКШ является:

— обеспечение максимального использования потенциала социальных институтов (семья, образовательное учреждение, здравоохранение, правоохранительные органы, общественные организации) и их взаимодействие;

— активизация собственного потенциала личности учащегося;

— включение учащихся в совместную социально-значимую среду;

— своевременная диагностика и психолого-педагогическое сопровождение кризисных ситуаций (периодов) в жизни подростка;

— помощь в социальной адаптации подростка, что проявляется в том, что подросток учится устанавливать контакты с другими, строить эффективное общение и развивать партнерские отношения; принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим, быть способным обратиться при необходимости за помощью к другим;

— просвещение и информирование родителей и подростков о мере ответственности за правонарушения;

— оказание правовой помощи, обеспечивающей соблюдение прав учащихся ПКШ;

— обеспечение кадетов информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.

Комплексный подход к данной проблеме со стороны всех институтов воспитания, нахождение сферы деятельности, в которой подросток показывает успехи, препятствует развитию отклоняющегося поведения. Включение обучающихся в совместную социально значимую деятельность представляет собой условие успешного осуществления профилактической деятельности. Учащиеся ПКШ принимают участие на занятия в кружках, клубах, спортивных секциях, участие в театральных спектаклях. Работа специалистов дополнительного образования способствует развитию физических, духовных, эмоциональных и интеллектуальных сторон подростка, а самое главное — реализации своего «я»Создание в ПКШ структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной, организация семейного досуга, детских объединений имеет большое значение в ПКШ.

Развитие школьного самоуправления расширяет число строго не регламентируемых пространств, где субъектом создания норм и правил является ребенок.

Создание совместно школьниками и учителями законов, норм и пра-вил общей жизни, принятие их путем демократических процедур, создание органов школьной общины, обеспечивающих соблюдение этих законов взрослыми и детьми, представляют своеобразную модель гражданского по-ведения в обществе и закрепляют социальные навыки.

Совет кадетов — это форма школьного самоуправления в ПКШ.

В его состав входят по два представителя от курса, избранных из числа кадет. Совет создается в целях организации ученического самоуправления, развития инициативы, взаимодействия ученического и педагогического коллективов.

Основной целью Совета кадет является реализация прав обучающихся на участие в организации системы воспитательной работы ПКШ. Совет кадетв ходе своей деятельности решает следующие задачи:

1) передача опыта ответственности от старших к младшим;

2) воспитание силы воли кадета;

3) воспитание целеустремленности;

4) прогнозирование своего поведения в жизни;

5) обучение способности саморегуляции;

6) самовоспитание, самосовершенствование;

7) пропаганда здорового образа жизни.

В своей деятельности Совет кадет руководствуется Уставом ПКШ и настоящим Положением.

Организация деятельности Совета кадетстроится на принципах: равноправия, выборности, обновляемости и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, целесообразности, представительства, гуманности, совета и согласия, свободы и самодеятельности, критики и самокритики, распределения полномочий, отчетности.

Совет кадет:

- организует взаимодействия классных коллективов, вносит предложения по совершенствованию деятельности ПКШ;

создает инициативные группы кадет для проведения различных мероприятий;

- содействует выявлению творческого потенциала кадет;

- организует проведение общешкольных коллективных творческих дел и мероприятий;

- организует изучение общественного мнения кадет по актуальным проблемам школьной жизни.

Основное в школьном самоуправлении- поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможности оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность человека к данному социальному институтушкольное пространство становится «своим» и не отторгает, не провоцирует отклонение поведения от норм, принятых в школьном сообществе.

Таким образом, социально-педагогическая профилактика представляет собой, на наш взгляд, комплексную систему социально-педагогических мернаправленных на создание условий для позитивного развития личности подростка при максимальном использовании потенциала социума и самой личности.

Богатство и многообразие образовательной среды в ПКШ создают условия для того, чтобы каждый учащийся нашел свое место, свой интерес, свою группу и не оказался выброшенным из социума, даже если он чем-то отличается от своих сверстников.

Список литературы

1. Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. – М.: Академия, 2008.

2. Арефьев, А. Л. Девиантное поведение в среде учащейся молодежи

А. Л. Арефьев., М.: Известия, 2003.

3. Волков, В. Н. Социально–психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В. Н. Волков // Закон и право. – 2009. – № 11.

4. Змановская, Е. В.Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

5. Зинчук, Е. Г. Подростковая девиантность как одно из условий формирования резерва преступного мира / Е. Г. Зинчук, В. В. Кривошеев //Преступность и дети: Сб. тезисов конференции. – М.: Просвещение, 2009.

6. Шакурова В. М. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

7. Картушина Е. П., Романенко Т. В.: Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.Издательство: Глобус, 2009.

8. «Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы».Автор: Коновалов, А. Ю., 2005 год.

9. «Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации».Автор: Максудов Р. Р., Коновалов А. Ю., 2009 год.

12 января 2021 в 13:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.